Как определить, что у малыша запор статьи

Отсутствие ежедневного стула у грудничка по статистике встречается у 10-25% детей. Однако на самом деле запорами страдает гораздо больше детей, просто родители не всегда обращаются к врачу. Между тем, очень часто запор у ребенка становится проблемой номер один для многих мам. Для начала давайте разберемся, что же такое запор.

В течение длительного времени запором считали продолжительную задержку содержимого кишечника в пищеварительном тракте или замедленное опорожнение уплотненного стула. Однако частота дефекаций подвержена индивидуальным различиям. Некоторые дети регулярно опорожняют кишечник раз в 2-3 дня и хорошо себя при этом чувствуют. У других же задержка стула на сутки сопровождается кишечным дискомфортом и беспокойством. К тому же, в каждом возрастном периоде частота дефекаций различна. Если речь идёт о новорожденном ребёнке, получающем только грудное молоко, то нормальным считается от 2 до 6 дефекаций в сутки. Постепенно к 6 месяцам, на фоне введения прикорма, количество дефекаций сокращается до 1-2 раз в сутки.

Поэтому на сегодняшний день большое внимание уделяется и таким проявлениям, как боль или затруднение эвакуации, а также плотный стул или чувство неполного опорожнения прямой кишки. У детей исключительно на грудном вскармливании стул кашицеобразный, желтого цвета. При смешанном и искусственном вскармливании стул должен быть кашицеобразный или оформленный в виде неплотной «колбаски». Появление кала в виде плотной «колбаски» или «шариков» расценивается как склонность к запорам. Непосредственно о запоре можно говорить при появлении плотного, твердого кала, даже при нормальной кратности стула. Также запором будет считаться ситуация, когда при ежедневном стуле ребенок сильно тужится или стул изменен («овечий» кал или очень большие фрагменты кала).

Таким образом, стул у малыша не ежедневный, а раз в два-три, а то и четыре дня, но ребенок чувствует себя при этом хорошо, у него не болит животик, каловые массы не твердые, то это не запор, а норма для данного ребенка.

Если же при не ежедневном стуле ребенок становится беспокойным, часто плачет, плохо ест или вообще отказывается от пищи, у него нарушается сон, появляется вздутие живота, могут наблюдаться случаи рвоты, а сами каловые массы имеют плотную консистенцию, которая затрудняет акт дефекации, то речь идёт о запоре.

 Примерно в 95% случаев запор у грудничков связан не с каким-то серьезным заболеванием, а носит функциональный характер. Причинами его являются незрелость желудочно-кишечного тракта у ребенка – несформированность кишечной микрофлоры, недостаточная выработка ферментов.

Причинами запоров у детей после года могут быть

  • Нарушения режима и характера питания (уменьшение потребления продуктов богатых клетчаткой, овощей и фруктов).
  • Стрессы, каковыми для ребенка являются начало посещения детского сада или школы, большие нагрузки, конфликты в семье
  • Подавление акта дефекации при утренней спешке или в общественном месте, например, в школе
  • Малая двигательная активность.

Как помочь малышу при запоре? Если ребёнок находится на грудном вскармливании, Вы сами можете употреблять продукты, обладающие послабляющим действием (чернослив, тыква, свекла, огурцы, свежий кефир), пить больше жидкости.

Если же ребенок находится на искусственном вскармливании и его беспокоят запоры, то не забывайте допаивать его водой, равномерно распределяя ее потребление в течение дня. Не делайте смесь более концентрированной, чем написано в инструкции по изготовлению.

Если речь идёт о ребёнке старше года, то пересмотрите пищевой рацион ребенка. Давайте ему больше жидкости. Старайтесь, чтобы ребенок обязательно ел суп, сырые овощи. Почаще давайте продукты с послабляющим эффектом: свеклу, тыкву, огурцы, морковь, сливовый сок, цельнозерновой хлеб. Ограничьте мучное, сладкое, жареное, печеное, газированные напитки. На ночь давайте выпить стакан однодневного кефира.

Регулярно массируйте грудничку животик теплой рукой по часовой стрелке, выкладывайте почаще его на животик. Делайте упражнения «велосипед», «лягушка». Не помешает регулярный массаж живота и ребёнку постарше. Утром, после пробуждения, еще до подъема с кровати массируйте ребенку животик по часовой стрелке теплой рукой около 30 раз. Каждое утро натощак давайте выпить стакан воды комнатной температуры. После подъема обязательный ритуал – высаживание на горшок или унитаз, даже если не хочет в туалет. Так мы формируем у ребенка условный рефлекс.

Обычно все эти мероприятия приводят к нормализации стула. Если этого не произойдет, можете подавать мягкие слабительные средства. Слабительных препаратов, разрешённых к применению в педиатрической практике, не так уж и много. Один из них – Микролакс®. Современный слабительный препарат Микролакс®, в состав которого входят три активных компонента (натрия цитрат, раствор натрия лаурилсульфоацетата, раствор сорбита) обладает уникальным механизмом размягчения каловых масс. Натрия цитрат при взаимодействии с каловыми массами вытесняет из них воду, находящуюся в связанном состоянии, а остальные компоненты препарата усиливают данный эффект. Увеличение количества воды вокруг каловых масс обеспечивает лёгкое и быстрое опорожнение кишечника. Микролакс® быстро справляется с запором, обеспечивая опорожнение кишечника уже через 5-15 минут после применения. Тюбики Микролакс® снабжены полужестким аппликатором длиной 5 см. для однократного использования. Важными характеристиками препарата являются: отсутствие системных пробочных эффектов, местное действие, простота и гигиеничность метода введения, физиологичность механизма действия.

Если все это не даст ожидаемого результата, то следует обратиться к педиатру или гастроэнтерологу для обследования ребенка. Это особенно актуально, если запоры (повторяются часто) и беспокоят ребенка с рождения. Потому что некоторые нарушения строения кишечника и обменные заболевания могут приводить к хроническим запорам.

Баранов А. А., Климанская Е. В. Заболевания органов пищеварения у детей (тонкая и толстая кишка). – М.: 1999, 210 с. 3.

Златкина А. Н. Лечение хронических болезней органов пищеварения. М., 1994, 350с.

Хавкин А. И. Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста. – М.: «Правда», 2000, 72 с.