Вопрос о том, когда приучать ребёнка к горшку, часто вызывает споры у родителей. Некоторые считают, что высаживать ребенка на горшок нужно с 8–9 месяцев, а то и раньше. Безусловно, сторонники раннего приучения к горшку добиваются успеха и существенно экономят семейный бюджет. Только вот к осознанному приучению к горшку это не имеет никакого отношения. В отношении детей до 1 года речь может идти только о рефлекторном опорожнении мочевого пузыря и кишечника, то есть у ребенка просто срабатывает рефлекс, когда он оказывается на горшке. Нервная система в этом возрасте еще не готова к контролю над мочеиспусканием: ребенок еще не понимает, что хочет помочиться, и не может задержать этот процесс.
Существует такая закономерность: чем позже начато приучение к горшку, тем быстрее и эффективнее будет процесс. Считается, что в этом деле очень важно дождаться времени, когда малыш осознает переполнение своего мочевого пузыря. Происходит это в промежутке 1-3 года, наиболее вероятно – в 1,5-2 года.
Однако основную роль в освоении горшка играет даже не возраст, а уровень психического и физического развития ребенка. Следует знать признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки. К таким признакам относятся:
· установление более или менее стабильного режима дефекации;
· способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;
· знание частей тела и названий предметов одежды;
· понимание речи взрослого, знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;
· демонстрация отрицательных эмоций как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;
· стремление (умение) самостоятельно раздеваться;
· стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета;
И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом - словом, звуками, жестами – донести до родителей слово «хочу».
Таким образом, основная рекомендация последних лет: не торопитесь, приучение к горшку не нужно форсировать.
С чего же начинать приучение малыша к горшку?
Помните, что помимо признаков готовности ребенка к горшку должна присутствовать и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.
Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.
Лучшее время - лето. Легче освободиться от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.
Уже после года вы можете показать ребенку горшок, продемонстрировать, что с ним нужно делать, но ожидать понимания и приучения в ближайшее время не стоит.
Примерно с полутора лет держите горшок всегда в поле видимости, то есть на полу в детской комнате. Пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет.
Старайтесь, чтобы большую часть времени ребенок проводил без подгузников. Малыш должен изучить свое тело, чтобы знать, для чего нужны попа и половые органы. Он должен установить связь между позывами и следующими за ними отправлениями. Для этого он должен увидеть акт мочеиспускания и дефекации, причем неоднократно.
Возьмите себе за правило высаживать ребенка на горшок в моменты, когда высока вероятность того, что он хочет в туалет: перед ночным сном и сразу после него, через некоторое время после кормления, до и после прогулки, до и после дневного сна и перед купанием. Высаживайте малыша не более чем на 3-5 минут.
Высаживайте ребёнка на горшок ежедневно в то время, когда он обычно опорожняет кишечник. Для большинства – это утренние часы вскоре после пробуждения или завтрака, кто-то делает свои «большие дела» вечером. Перед желанием опорожнить кишечник дети обычно характерно затихают, напрягаются или, наоборот, проявляют беспокойство. Предлагаете малышу горшок в такие моменты. Объясняйте, что ребенок делает при этом. Помимо приучения к горшку, это закрепляет рефлекс дефекации, способствуя регулярности стула.
При приучении к горшку из-за новых ощущений и стресса у ребенка может возникнут запор. Мягкое слабительное средство Микролакс® всего за 5-15 минут избавит от симптомов запора. Он выпускается в удобном формате одноразовой микроклизмы и подходит для детей с 0 лет.
Если ребенок боится горшка, не держите на нем малыша слишком долго. Если ребенок начнет капризничать, отпустите его, не стоит сильно настаивать, это может вызвать негативное отношение к горшку.
Фиксируйте внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место.
Не ругайте и не огорчайтесь, если ребенок, посидев на горшке, сделает свои дела в штанишки. А вот если все получится – обязательно похвалите.
Форма горшка, его цвет, наличие музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей не имеют принципиального значения. Важно, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком.
Никогда не принуждайте ребенка садиться на горшок против его желания. Не ругайте ребенка, если он после серии удачных попыток снова стал писать в штанишки или постель. Отнеситесь к этому спокойно и успокойте ребенка. Возможно, вы начали слишком рано.
Только после того, как ребенок достаточно стабильно ходит на горшок в дневное время, переходим на отказ от подгузника на прогулке и отучение от подгузника в ночное время.
Каждому малышу требуется разное время для того, чтобы научиться ходить на горшок самостоятельно без напоминания. Подойдите к вопросу методично, а уж малыш сам решит, когда пришла пора горшка.