Реклама: ООО «Опелла Хелскеа» Erid: 2VtzqvJkzkM

В каком возрасте приучать ребёнка к горшку?

Этот вопрос, пожалуй, один из самых волнующих для родителей. Значение имеет, в основном, даже не возраст малыша, а его психологическая готовность, стадия развития, необходимость отказа от подгузников (например, при посещении детского сада).

Вот и получается, что кто-то старается познакомить кроху с горшком едва ли не с первых месяцев жизни, и процесс затягивается надолго, другие родители приступают к приучению в 1,5 года и быстро достигают результата. Многим мамам удаётся чутко отслеживать сигналы и «ловить» момент наступающей дефекации, чтобы вовремя предложить ребёнку сесть на горшок, хотя сам он ещё не контролирует процесс. В этом случае говорить о свершившемся приучении к горшку преждевременно.

Так или иначе, в современном обществе обычно принято, чтобы ребёнок старше 3-х лет уже ходил без подгузника, а оптимальным сроком начала приучения к горшку считается возраст около 18 месяцев.1

Знакомимся с терминами

Дефекация — естественный процесс опорожнения кишечника. У самых маленьких детей он происходит рефлекторно, но когда нервная система малютки достаточно созреет, он может контролировать процесс — сдерживать позывы к дефекации или, наоборот, вовремя садиться на горшок, чтобы сходить по-большому.

Как понять, что малыш, скорее всего, «готов»? 2

Осознаёт, что намочил/испачкал
штанишки, и ему это не нравится
Понимает и реагирует на основные
бытовые фразы родителей
Может сам снимать и натягивать
одежду, чтобы сходить в туалет
Может сидеть и ходить
самостоятельно
Понимает, зачем
нужен горшок
Кладёт вещи на свои места,
складывает предметы в контейнеры
Осознанно говорит «нет», выражая
таким образом свою независимость
Остаётся сухим после
продолжительного дневного сна
Может какое-то время
спокойно посидеть на горшке
Выражает желание
сходить по-большому

Как правильно приучать малыша к горшку?

Как только вы наблюдаете у ребёнка признаки готовности к обучению санитарно-гигиеническим навыкам, можно начинать его плавное приучение к горшку.1

Познакомьте ребёнка с горшком

Познакомьте ребёнка с горшком

Сам аксессуар не должен ассоциироваться с игрушкой, он должен быть внешне похожим на настоящий туалет (унитаз). Если малыш не хочет сидеть на горшке, можно заинтересовать доступным способом: продемонстрировать пользование горшком на примере любимой игрушки, поиграть или полистать яркую книжку, находясь на горшке.

Сформируйте нужные ассоциации

Сформируйте нужные ассоциации

Объясните ребёнку, зачем нужен горшок и предложите посидеть на нём некоторое время — сначала в подгузнике/одежде, а затем и без. Предлагайте побыть на горшке и после снятия загрязнённого подгузника.

Закрепите ассоциации

Закрепите ассоциации

Предлагайте ребёнку сесть на горшок каждый раз, когда он почувствует позывы к туалету или вы сами заметите характерные сигналы в его поведении. Желательно делать это регулярно, в одно и то же время, например, утром после пробуждения, после приёмов пищи, перед дневным и ночным сном.

Поощряйте за успехи

Поощряйте за успехи

Если ребёнок сходил на горшок или даже просто сообщил вам о потребности сходить в туалет, хвалите его, одобряйте. Возможно, дарите небольшой символический подарок за результат (например, яркую наклейку).

Не ругайте за промахи

Не ругайте за промахи

Случайности неизбежны. Проявите терпение и понимание, подбодрите малыша и выразите уверенность, что в следующий раз всё получится!

Со временем стул накапливается в прямой кишке, его консистенция уплотняется, и сходить по-большому может стать ещё труднее. Поэтому так важно с раннего возраста прививать ребёнку полезные привычки для профилактики запоров.

Полезные привычки для регулярного стула

Функциональные запоры

Это одна из распространённых проблем со стулом у детей. В отличие от органических запоров (встречаются редко), они не связаны с нарушениями в работе внутренних органов, могут быть вызваны, например, стрессом или неправильным питанием.3

 

Эмоциональное напряжение

Психологический запор может быть связан с эмоциональным напряжением, когда ребёнок по тем или иным причинам нарочно сдерживает позывы к дефекации. Максимальная частота таких запоров приходится на период приучения ребёнка к горшку. Раннее высаживание на горшок или, наоборот, задержка с обучением, конфликтное приучение к горшку, при котором применяются давление и наказание, часто приводят к формированию запоров.3

Врач-педиатр Айгуль Галиахметова

Сколько дней ребёнок может не ходить в туалет по большому? У каждого возраста свои нормы. Но важным является не только частота стула, но и состояние ребёнка. Например, малыш может ходить по большому 2 раза в неделю, при этом у него стул мягкий, кашицеобразный. Дефекация не сопровождается беспокойством, плачем.
Другая ситуация — ребенок испражняется ежедневно, но стул у него «овечий», твердый. Во время дефекации он плачет, напрягается всем телом. Тогда можно говорить о запоре. В этом случае очень важно вовремя обратиться к специалисту: педиатру и гастроэнтерологу.

Перечислим основные полезные привычки:

Правильно ходить в туалет по-большому

Известно, что наиболее предпочтительная поза для дефекации — сидя на корточках, её и занимает ребёнок на стандартном горшке. Если малыш уже ходит на унитаз, стоит использовать подставку для ног. Также может облегчить дефекацию сидячая поза «мыслителя» (как у знаменитой скульптуры Родена), когда корпус наклонён вперёд. При этом важно избежать чрезмерных натуживаний при запорах — это может, например, привести к возникновению анальных трещин.5

Соблюдать «туалетный режим»

Наиболее физиологичной считается утренняя дефекация, вскоре после завтрака. В это время наиболее выражен так называемый гастроколитический рефлекс, который усиливает перистальтику кишки за счёт растяжения желудка. Поэтому важно приучить ребёнка посещать туалет или садиться на горшок именно в это время.4

Употреблять продукты,
богатые клетчаткой

Пищевые волокна стимулируют перистальтику кишечника и способствуют продвижению каловых масс по прямой кишке. В ежедневном рационе ребёнка должны быть свежие овощи и фрукты, продукты с отрубями и злаками.3

Быть физически
активным

Физические упражнения, особенно с участием мышц брюшного пресса, также способствуют более лёгкому опорожнению кишечника.3

А если у ребёнка случился запор?

Диета, лечебная физкультура, соблюдение режима посещений туалета могут не сразу помочь справиться с кратковременной задержкой стула, а иногда этих мер недостаточно, чтобы решить проблему запора.6 При этом важно не торопиться прибегать к клизмам — есть риск нанести ребёнку травму,7 да и сама процедура вряд ли принесёт и ребёнку, и родителям удовольствие.

Врач-педиатр Айгуль Галиахметова

Консультация врача необходима, если родители заметили изменения стула у ребёнка — он стал более плотным («овечий»), редким. Ребёнок тужится и плачет при дефекации, есть подозрения на неполное опорожнение кишечника. К педиатру нужно обращаться, даже если запор возникает эпизодически, так как при этом происходит расширение стенки прямой кишки с ее истончением и снижением чувствительности.
В дальнейшем эпизодические запоры могут приобрести хроническую форму. Важно как можно раньше наладить стул, подобрать рацион питания и слабительный препарат с доказанной эффективностью и безопасностью.

Гутталакс® (пикосульфат натрия) — слабительное для детей при запоре:9

Благоприятным профилем безопасности в качестве слабительного для детей обладает пикосульфат натрия — действующее вещество препарата Гутталакс®. Эффективность пикосульфата натрия при запорах у детей достигает 93% 8 Препарат действует предсказуемо — через 6-12 часов, помогает нормализовать физиологичный ритм дефекации: вечером — приём слабительного, утром — стул.9,10

Удобно принимать детям9,10

Капли без вкуса легко дозировать по весу ребёнка с самого рождения* и добавлять в любую пищу, жидкость или детское питание.

Не вызывает привыкания9,10

Обладает хорошей переносимостью и подходит для длительного приёма — в терапевнических дозах в течение 4-х недель

Хорошая переносимость9,10

Действует на уровне толстой кишки — стимулирует естественный процесс дефекации, не вызывает нарушений водно-электролитного баланса.