Каждая мама проходит сложный путь, испытывает неповторимые эмоции, попадает в непростые (иногда — даже комичные) ситуации. Мы собрали вам в помощь столько полезного контента в одном месте! А ещё приятный бонус: промокод на скидку в OZON за прохождение игры.
Выберите этап материнства, на котором вы сейчас находитесь
Поход в школу — одна из основных вех развития каждого человека. Это история, через которую проходит практически каждый, она, так или иначе, становится заделом на будущее.
Несмотря на огромные списки необходимых для школы вещей, всё больше заботит родителей нематериальная сторона вопроса, а именно — психологическая готовность и благополучие будущего школьника. Что же в силах родителей сделать на пути к этому благополучию?
Конечно, большое значение имеет личная готовность и мотивация ребёнка для начала школьного обучения, которые формируются на предыдущих этапах развития.
Это разумная самостоятельность по годам, развитие навыка планирования и самоорганизации, умение ориентироваться в режиме, адекватная самооценка с представлением о своих сильных сторонах и возможностях, эмоциональное развитие, предполагающее умение удачно строить социальный контакт, проявлять эмпатию, выражать и проживать свои эмоции (особенно негативные), договариваться. Также тут можно рассмотреть уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления и банально умения сосредотачиваться в течение 35 минут.
Конечно, имея всё это в объеме среднем и выше среднего, ребёнок чувствует себя куда более компетентным и уверенным в новой ситуации школьного обучения.
Не меньшую роль играют те отношения, ожидания, установки, которые формируются у ребёнка относительно школы и обучения. Важную роль тут имеет позиция взрослых из ближайшего окружения. Если школа — это место, которым припугивают, грозят или говорят о ней в пренебрежительной манере, вспоминают с ужасом, то у редкого ребёнка не появится как минимум настороженности в отношении этого мероприятия, а то и страха.
Злую шутку могут играть и требования родителей. Завышенные ожидания, планирование сверхнагрузки — всё это не повышает мотивацию ребёнка, не сказывается положительно на его уверенности и самооценке. Высокая нагрузка, чрезмерные требования, критика из-за несоответствия им — провоцируют развитие тревожности, неуверенности в себе и снижение мотивации.
При этом надо помнить, что главное в начальной школе — это получить опыт успешности и развить познавательный интерес, а также базовые умения работать с информацией и сотрудничать с другими людьми.
Важно общее понимание, а не наличие энциклопедических знаний и идеального почерка.
Поэтому родителям лучше сосредоточиться на процессе учебной деятельности ребёнка, а не на ожидании конкретных результатов. Проживайте всё это, отмечайте прогресс ребёнка и помогайте справляться с неудачами.
И, конечно, не забывайте создавать положительный образ школы и обучения.
Это легче сделать, если учитель, к которому идёт ребёнок, вызывает у родителей положительные эмоции и доверие.
Под конец, давайте уж затронем и материальную сторону вопроса. Подключайте ребёнка к выбору, покупке школьных принадлежностей — это его жизнь и его ответственность. Участие в этом мероприятии поднимет интерес и мотивацию. Пусть школьные вещи будут приятны и нравятся ребёнку, чтобы он использовал их с удовольствием. Немаловажный фактор — удобство, особенно школьной одежды. И легкость использования всех этих атрибутов.
Буллинг в школе, да и в других коллективах — явление нередкое. В чем-то даже естественное и предполагаемое, особенно для детей. Они пробуют разные способы взаимодействия, проигрывают разные сценарии, и иногда буллинг становится довольно лёгким способом демонстрации силы, реализации желания принадлежности к группе, получения власти и поднятия самооценки.
И, как правило, буллинг развивается там, где никто этому не препятствует, а может быть даже и помогает.
В ситуацию включены в основном дети, но бывают и взрослые — учителя и родители этих детей. Часто именно бездействие взрослых создаёт ощущение дозволенности того или иного поведения.
Давайте рассмотрим, как реагировать на буллинг всем участникам процесса.
Итак, жертва.
Чтобы ей стать, вообще не обязательно иметь какие-то особенности — шанс есть у каждого. Но стоит помнить, что любое человеческое поведение подкрепляется каким-то ожидаемым результатом. Что хотят увидеть зачинщики и лидеры травли? Реакцию. Свидетельство страданий жертвы, эмоциональные переживания, противоборство, в котором они выиграют.
Лучшее, что может быть полезным — равнодушие, игнорирование или выражение доброжелательного согласия со словами агрессора и даже ответные приятные слова в его адрес.
— Ты старомодно одета, это просто ужасная куртка.
— Да, конечно, дорогая, ведь я всегда так одеваюсь (с улыбкой). Зато ты всегда великолепна (с искренней доброжелательностью).
Конечно, таким «пасам» детей нужно обучить и потренироваться дома.
Важный момент, прежде чем мы пойдём дальше. Буллинг подразумевает моральное подавление на уровне слов.
По крайней мере, это та грань, на которую стоит реагировать приведённым способом. А вот когда речь идёт о порче имущества, нанесении ущерба, телесных повреждений и физической агрессии, то это уже те действия, которые попадают в категорию правонарушений. И реакция должна быть соизмеримой.
Вот тут давайте поговорим про родителей. Если ребёнок не справляется сам и, более того, речь идёт уже не просто о словах — не стесняйтесь привлекать соответствующие органы к решению проблемной ситуации. Буллинг — это про безнаказанность. И, увы, дать должный отпор многие боятся.
Действуйте по логике бытия: выясните, что происходит, и справляется ли ребёнок сам.
Если ситуация не решается — поднимайте вопрос на уровне школы (задействуйте учителя, директора и родителей участников травли). Предупредите о том, что если не будет устранена проблема внутри школы, то действия будут с вашей стороны на другом уровне. Всегда действуйте, не оставляйте пустых угроз. И если речь идёт о чем-то большем, чем просто слова, то после предупреждения привлекайте к делу полицию. Ведь во взрослом мире, если бы кто-то портил ваши вещи (царапал ваше авто, например), применял к вам физическое насилие, преследовал и запугивал — вы бы это и сделали. И это нормально.
Учителя и администрация школы.
Не допускайте этих ситуаций! Именно ваша молниеносная и последовательная реакция в виде категорического недопущения травли может полностью нивелировать проблему на начальном этапе. Это и четкая позиция школы, и педагога, и вмешательство во все подобные эпизоды, и разбор их с детьми, и в конечном счете — формирование у детей сплочённости и ценностных ориентиров.
Не стесняйтесь пару раз пригласить на классный час и инспектора, который с правовой точки зрения пояснит детям последствия их поведения.
Ну и наконец, свидетелям и желающим присоединиться: не вставайте на сторону страха и слабости.
Чтобы быть собой, самодостаточным и сильным — не нужно делать кого-то хуже и слабее. Играйте в честную игру и живите так, чтобы вас не мучила совесть. Давайте отпор, умейте говорить «нет» и озвучивайте свою позицию. Чем больше и чаще вы будете так делать, тем меньше шансов, что другие ребята будут считать агрессивное поведение нормальным.
Кажется, вам с трудом удаётся следить за трендами, осваивать сленг тинейджера и чиллить вместе? Смотрите шуточные комиксы на тему разницы поколений, чтобы лучше понять своего ребёнка и относиться к подобным ситуациям с юмором.