Часть первая. Утренние ритуалы
Начну с того, что как таковой потребности приучать ребенка к горшку у нас не было. В некотором смысле это произошло волей случая. Когда мы лежали в больнице и нам кололи антибиотики, наши какашки стали такими, что разъедали кожу при легком и недолгом контакте с детской кожей.
Поэтому первое, чем мы озадачились, это чтобы ребенок хотя бы ночью проводил с голой попой, и соженная кожа хоть немного дышала и не натиралась ни подгузниками, ни трусами. Естественно, со всеми предосторожностями для постельного белья. Впитывающие пеленки, простынки, которые не жалко. У нас ребенок ночью если спит хорошо, в туалет не ходит. Зато как только просыпается, сразу делает свои дела.
Самое главное - успеть проснуться вместе с ребенком. Нам повезло я очень чутко сплю утром, поэтому казусов в виде полностью обкаканной постели было мало. Хотя не без этого.
Так вот, просыпаясь вместе с ребенком, я мчалась в туалет и сажала ребенка на горшок. Алиса не понимала, что надо туда писать и не всегда спокойно сидела, приходилось держать. Но природу не обманешь - если с ночи хочется писать и какать, то если тебя принесли на горшок, ты все эти дела и сделаешь. После этого важно ребенка поощрить. Для нас это была чистка зубов, которую Алиса обожала. Сначала напальчечником, а потом и своей зубной щеткой. Непонятно когда ребенок понимает предназначение горшка, но в какой-то момент мы увидели с утра, что она терпит до горшка. Опять же не всегда дотерпивает, но в туалет ходить она уже могла не в первые 5 минут как проснется. На этом первый этап был закончен. :)
Часть вторая. Мокрые трусы
После того как ребенок стал ассоциировать горшок с писюльками и какашками, мы стали пробовать вместо подгузников одевать трусы. Тут конечно начинается самое интересное. В какой-то момент ребенок начинает к вам подходить и что-то делать необычное. Это его просьбы пойти на горшок пописать, но вы этого не поймете на немом детском языке. Долго терпеть ребенок не будет, поэтому закупайтесь трусами. У нас было под десяток чистых трусов на день. Прозевать просьбу ребенка на горшок очень легко, поэтому в день одни или двое трусов уделываются какашками, еще трое-четверо писюльками. Конечно, я, как и другие родители, пробовала ребенка в наказание держать в мокрых трусах и ругать за лужи на полу, но думаю теперь, что это неправильная тактика на первых порах. Ребенок не виноват, что не может вам объяснить, что хочет в туалет. Поэтому получается как будто вы ребенка наказываете за то, что сами его и не поняли.
Мокрые трусы как наказание остались только в одном случае: если ребенок просидел на горшке и оставил его пустым, а спустя пять минут наделал в сухие штаны. Такое бывает не очень часто, и теперь я думаю, что зачастую это проявление характера, а за это можно поставить ребенка в дискомфортную ситуацию.
На этом этапе один из важнейших навыков, который требуется от родителей - это наблюдательность. Просто пытайтесь выявить закономерность в поведении ребенка перед туалетом. Мы смогли это сделать по поводу какашек, но не смогли по поводу писюлек. Перед тем как покакать Алиса просится на руки... Даже если ты возьмешь её ненадолго, но не отнесешь в туалет, она быстро начнет проситься с них назад. Как только она уходит с рук, она начинает искать укромное место. В понимании ребенка укромное место - это где он не пересекается с вами взглядами. Поэтому Алиса забирается в какой-то условный угол, поворачивается спиной и начинает кряхтеть. Вот с этого момента вероятность успеть на горшок составляет процентов 40.
Часть третья. Регулярные приседания
Чтобы там не говорили, я думаю надо забыть про то, что ребенок будет проситься на горшок сам и просто высаживать регулярно ребенка. Сначала примерно раз в час. Если забываете, ставьте напоминалку в телефоне, большинство телефонов это позволяет. Как только мы дошли до этого, процент казусов серьезно сократился. Мне кажется что в этот момент ребенок начинает учиться терпеть. Ведь голова у него соображает уже, что на горшок он ходит раз в час и значит нужно подождать. Если каждый час горшок не остается пустым, то удлинять интервалы не надо. А если "осечки" на горшке будут довольно частыми, то можно удлинять до полутора или двух часов. Опять же наблюдения помогут установить индивидуальные интервалы.
Наш распорядок дня в смысле горшка примерно такой:
Подъем до 8 утра, сразу утренний горшок с мамой, одеваем трусы и высаживаем ребенка раз в час примерно до 2 завтрака. Второй завтрак уже более плотный и почти всегда Алиса какает после него. Поэтому после второго завтрака одеваем подгузник и продолжаем водить в туалет раз в час. После того как покакала, одеваем трусы и ходим так уже до вечера, опять же высаживая ребенка на горшок примерно раз в полтора-два часа. Подгузники одеваем только на прогулку, чтобы не описать вещи и коляску.
Довольно быстро мы стали замечать, что когда мы ходим гулять и возвращаемся, подгузник остается сухой. Вот с этого моменты мы поняли, что она уже терпит.
Ну и удивлением стало конечно наше попадание в больницу второй раз с высокой температурой, когда ребенок напрочь отказывался ходить в туалет, пока я не принес горшок. Как она так долго терпела, я не знаю.
Буквально перед поездкой на море Алиса удивила нас еще парой навыков. Она стала, наконец, проситься на горшок, и мы действительно впервые начали её в этом понимать. Если она хотела писать, то залазила в комод и приносила маме чистые трусы, а если хотела какать, то залазила в комод и приносила чистый подгузник. На этом наше обучение ребенка горшку можно считать оконченным. Боюсь только, что на отдыхе мы все это растеряем, придется заново приучать.
Лирическое отступление. Унитаз.
У нас был непродолжительный момент, когда ребенок отказывался ходить в горшок, но при этом сразу же ходил в туалет при высаживании на унитаз. Дело в том, что при утренних хождениях в туалет ребенок сидя на горшке видел, как я сидела и то же самое делала на унитазе. Но потом она наверное прошарила, что её "отходы" из горшка мама всё равно смывает в унитаз, так что к унитазу у нее привычки не выработалось. Еще там была очень милая привычка ребенка вытирать писю туалетной бумагой сидя на горшке, так как она видела, что так делает мама. Алиса прямо просила бумажку и засовывала её в горшок. Это так забавно выглядело, что она как будто взрослая.