Развивать малыша с удовольствием!

Мама для малыша — друг, наставник, помощник в развитии. Но не всегда маме удаётся подолгу и часто заниматься с малышом, а модные игрушки стоят недёшево. У мамы тысяча дел, и признаться, что тебе скучно, неинтересно, не хочется играть с ребёнком — хватит смелости не каждой!

В помощь тебе и твоему любознательному малышу мы подготовили этот проект. Чтобы ребёнку было весело играть, а тебе — не скучно его развивать!

Ох уж эти детки!

Тебе наверняка это знакомо...

Иногда ситуации с ребёнком вызывают у тебя тревогу, беспокойство и даже панику. Взгляни на это с другой стороны — с юмором! И настроение улучшится!

0–1 года
1-2 года
2-3 года

Многозадачность — твой
жизненный девиз

Счастье спать. В любой позе

Скорость реакции вне конкуренции

Советы по развитию от эксперта

0–1 года
1-2 года
2-3 года

Основные цели развития – чему можно начинать обучать ребёнка в этом возрасте.

Известно, что нервная система ребёнка демонстрирует стремительные темпы развития в первый год жизни. Но способность к обучению тому или иному навыку сильно отличается, скажем, у новорождённого и 10-месячного малыша. Поэтому первый год жизни стоит условно разделить на несколько периодов.

Новорождённого можно развивать, акцентируя внимание на эмоциях и органах чувств. Стимулируйте зрение, подвесив над кроваткой игрушки или карточки с крупными изображениями, воздушные шары. Любые яркие предметы в зоне его видимости будут привлекать внимание и становиться зрительным тренажером.

Склонившись над малышом, демонстрируйте позитивные эмоции — улыбайтесь, смейтесь, разговаривайте, меняйте интонацию голоса, стройте милые рожицы. Таким образом вы поспособствуете развитию слуха и эмоционального интеллекта.

Навык хватания формируется постепенно, и тут вы тоже можете помочь крохе. Давайте ему в ручки предметы с разными текстурами, удобные для захвата пока еще неумелой ладошкой.

С 3 до 6 месяцев малыш активно развивается физически. Достигает своих целей — достать игрушку, схватить погремушку, разбросать колечки от пирамидки. Скоро, скоро он поймёт их истинное предназначение, а пока знакомится с игрушкой таким образом. Чтобы развивать причинно-следственные связи, показывайте ему различные действия с предметами и комментируйте словами. Читайте первые книжки для развития внимания, подготовки к следующему этапу – развитию речи.

Во втором полугодии малыш все больше проводит времени в вертикальном положении тела, тренирует равновесие и координацию движений. В этом периоде можно учить малыша общению, быть внимательным и применять игрушки по их игровому назначению. Уже сейчас можно развивать и творческие способности — заниматься рисованием пальчиковыми красками, лепить из теста. Активно формируется и речь малютки. Поддерживайте его лепет и реагируйте на него как на настоящую беседу.

Комментарий эксперта Корсакова Елена Николаевна

Логопед, дефектолог, нейропсихолог. Стаж 8 лет. Московская открытая социальная академия, педагог-дефектолог.

Для установления эмоционального и тактильного контакта с ребёнком необходимо брать его на ручки, ласково разговаривать, поглаживать, стимулировать. В период активного бодрствования ребёнка как можно больше разговаривайте с ним, используя различные интонации, называйте по имени, побуждая к ответной речевой реакции. Стимулируйте формирование основных навыков. К ним относятся:

  • с 2-х недель появляется слуховое сосредоточение — реакция на звук;
  • с 1-го месяца малыш прислушивается к звуку колокольчика;
  • с 1-го месяца недлительно фиксирует взгляд на свете фонарика, лице взрослого, следит за медленно перемещающимся перед лицом предметом (погремушка, мобиль на расстоянии от глаз 20-40 см);
  • к 2-м месяцам активизируется речевая активность, гуление;
  • с 2-х месяцев проявляется «комплекс оживления» при эмоциональном общении со взрослым, устанавливается простейшая связь между своим действием и результатом — если плакать, возьмут на ручки.

Можно ли баловать или нужно «воспитывать» с пелёнок.

У специалистов разные мнения на этот счёт. Вспомнить хотя бы известного писателя Бенджамина Спока, который рекомендовал родителями не баловать детей укачиваниями и ласковыми словами. Однако в современном обществе наблюдается тенденция к более чуткому отношению к потребностям младенцев, которые ещё просто не умеют капризничать и манипулировать. И если малыш плачет, то тому есть причина, которую нужно устранить — дискомфорт, голод, холод, желание почувствовать, что мама рядом, в том числе.

Другое дело, что с первых месяцев жизни можно формировать у ребёнка правильные привычки — следовать режиму дня, спать в своей кроватке, самостоятельно играть под присмотром взрослых в течение некоторого времени.

«Баловством» со стороны родителей можно назвать излишнее «сюсюканье» — намеренное неправильное произношение слов, поощрение или игнорирование нежелательных действий, полное отсутствие запретов — когда малыш немного подрос.

Придерживайтесь «золотой середины» — проявляйте любовь и заботу, прививайте малышу полезные привычки, вовремя объясняйте или демонстрируйте правила поведения. И в будущем ему будет проще обрести взаимопонимание и с вами, и с другими людьми.

Комментарий эксперта Корсакова Елена Николаевна

Логопед, дефектолог, нейропсихолог. Стаж 8 лет. Московская открытая социальная академия, педагог-дефектолог.

Воспитание малышей до года происходит поэтапно. Родители помогают их развитию своим терпением, лаской. Чем больше мама обнимает, баюкает, успокаивает, тем увереннее и независимее будет ребёнок, когда повзрослеет.

Воспитание через крик, ругань или даже рукоприкладство может привести к тяжёлым последствиям в дальнейшем. Могут появиться проблемы с речью, нервные тики, заикание и разные неврологические проблемы.

Чтобы избежать таких последствий, соблюдайте ритуалы — кормите, играйте, гуляйте с малышом в определенное время. Соблюдайте график, чтобы ваши будничные дни проходили спокойно и предсказуемо, для вас и для ребенка. Также важно помнить, что мама тоже должна всегда чувствовать себя хорошо и высыпаться. Для этого можно лечь поспать с малышом вместе. Ребёнок, тем временем, будет чувствовать тепло и получать необходимую ему заботу.

Сколько нужно ребёнку игрушек и какие самые полезные?

Игры для младенца — это и развлечение, и объект для изучения, и способ естественного развития. Игрушки нужны и важны, но не обязательно их должно быть много. Когда выбор игр ограничен, ребёнку придется включать воображение, нет повода преждевременно бросать одну игрушку и переходить к другой, не сумев извлечь пользы ни из одной из них. По этой же причине психологи рекомендуют не давать ребёнку сразу много игрушек, а лучше их чередовать, давать время на игру с каждой.

Для развития на первом году жизни пригодятся такие игрушки:

  • Погремушки. Причём не только магазинные, но и самодельные. Например, бутылочки или баночки с крупой. Погремушки помогут формированию звукового и зрительного восприятия, координации движений, концентрации внимания.
  • Музыкальные игрушки. Мобили, коврики или другие источники музыки для знакомства с ритмами, развития слуха и успокоения перед сном.
  • Тактильные игры. Пощупать, погладить, попробовать на вкус — это так интересно! Главное, чтобы текстуры поверхности, форма и размер игрушек были разными.
  • Для развития моторики. Это могут быть бизиборд (или подручные аналоги), сортер, пирамидка, развивающий коврик.
  • Мячики. Бросая мяч, малыш учится управлять своими движениями. А если родитель сопровождает падение словами типа «Бах!» или «Оп!» это простимулирует и развитие речевых навыков.

И партии игрушек могут сменять друг друга время от времени. За период отсутствия малыш может забывать о них и принимать за новые.

Комментарий эксперта Корсакова Елена Николаевна

Логопед, дефектолог, нейропсихолог. Стаж 8 лет. Московская открытая социальная академия, педагог-дефектолог.

Для формирования важных навыков малыш должен:

  • 2 месяца — кратковременно сосредотачивать взгляд на игрушке;
  • 3 месяца — рассматривать вложенную в руку игрушку;
  • к 5 месяцам — подолгу (15-30 минут) играть с подвешенными игрушками или на развивающем коврике, эмоционально реагировать на игровые действия.

А вот как можно применять игрушки в возрасте до 6 месяцев:

  • Колокольчики (разные по звучанию). Младенцы, которые только учатся фокусировать взгляд и распознавать звуки, будут реагировать на звук. Потрясите колокольчик сначала с одной стороны головы ребёнка, потом с другой. Вскоре малыш начнет поворачивать голову и устремлять взгляд на звонкий предмет, а позже — попытается схватить. Дайте ему подержать и исследовать колоколичик — сначала в одну, потом в другую руку. Подвесьте на бортик кроватки или мобиль, чтобы малыш мог его изучать самостоятельно.
  • Погремушки. Должны быть удобны для маленькой ручки, для отработки навыка захвата предметов. Поверхность рукояти желательно рельефная, чтобы тренировать мелкую моторику. Также погремушка может быть многофункциональной — служить ещё и грызунком, и сортером, быть мягкой на ощупь или шуршащей и т.п. Яркий цвет и звуки, издаваемые погремушкой в зависимости от движений крохи, простимулируют его разгадать этот секрет — когда и почему игрушка звенит. Малыш уже может управлять движениями? Кладите погремушку на расстоянии в зоне видимости, чтобы ребёнок стремился её достать.
  • Музыкальные игрушки. Например, мобиль. Крутящиеся над головой игрушки и погремушки так и притягивают взгляд. Хочется ими завладеть и изучить — потрогать, попробовать на зуб, проверить прочность. Мобиль будет стимулировать развитие зрения и координацию движений. А подвесные игрушки можно снять и дать малышу поиграть с ними. Вот он удивится, когда это произойдёт впервые! Игрушки, которые проигрывают мелодии и реагируют звуком на нажатие (развивающие коврики, детский ксилофон, барабан, интерактивные игры) — тренируют слух, ассоциативные связи.
  • Книжки/карточки с крупными изображениями. Сразу после рождения мир предстаёт перед малышом в виде размытых чёрно-белых пятен. В первые недели стоит показывать ему контрастные черно-белые фигуры на бумаге. Постепенно происходит анализ структуры зрительного мира. Вскоре кроха начинает различать красный, оранжевый, желтый и зеленый цвета. На восприятие холодных оттенков — синего, фиолетового потребуется ещё немного времени. Становятся актуальны яркие контрастные книжки или картинки. Демонстрируя изображения, сопровождайте процесс эмоциональным неторопливым рассказом. Смысла кроха пока не поймет, но заинтересуется вашими эмоциями и речью.

Что делать, если малыш постоянно просится на ручки.

В маминых объятиях малышу тепло и спокойно — мама рядом. А еще — открывается хороший кругозор. Ведь вокруг так много интересного, чего не увидишь из кроватки или манежа! Поэтому желание оказаться у мамы на руках, быть там как можно дольше и чаще — вполне обосновано. Не стоит отказывать ему в этом без причины. Но не всегда это удобно маме, у которой много других дел, к тому же носить малыша может быть тяжело физически.

Если малыш просится на ручки, и вы не можете уделить ему достаточно внимания в данный момент, можно отвлечь его на другие интересные занятия:

  • Дать в ручки новый для него безопасный предмет. Например, деревянную лопатку или контейнер с макаронами — пока вы готовите еду на кухне. Пусть ненадолго, но кроха займётся изучением нового для него предмета.
  • Отпустить на пол. Если кроха уже пытается ползать или отлично умеет передвигаться на четвереньках, дайте ему больше свободы. Главное, чтобы он находился под вашим присмотром, и на полу было безопасно и не холодно.
  • Самой опуститься вниз. Если носить на ручках тяжело, присядьте или прилягте рядом. Позвольте полазить по вам, погладить и пощупать. И минутка отдыха не будет лишней!
  • Использовать специальные устройства. Рассмотрите вариант ношения малютки в слинге, чтобы освободить руки и снять часть нагрузки со спины. Возможно, малышу достаточно просто быть рядом с вами – тогда он может вести себя спокойно, находясь в комнате в коляске.

Комментарий эксперта Корсакова Елена Николаевна

Логопед, дефектолог, нейропсихолог. Стаж 8 лет. Московская открытая социальная академия, педагог-дефектолог.

Иногда взрослые, стремясь вырастить самостоятельного ребёнка, боятся его избаловать или приучить к рукам. Особенно мальчиков. И тогда малыш учится добиваться своего криком. Ребёнок использует крик, как средство манипуляции. Малыш не хочет спать дома, лежать в кроватке, ползать в манеже. На улице отказывается от коляски, требует, чтобы его постоянно носили на руках.

Пословица недаром гласит: «Материнская ласка конца не имеет». Первый год жизни важен для развития личности ребёнка. Закладываются основы характера, создаются предпосылки развития гармоничной личности. До полутора лет детей нужно брать на руки. Общение с мамой, ласкание, напевания, нежные прикосновения способствуют соединению в головном мозге нейронов и формированию речевых навыков. После полутора лет малыш становится более самостоятельным, меньше нуждается в пребывании на ручках, его легко отвлечь занятиями и играми. Ему может быть достаточно ласковых поглаживаний или даже просто вашего присутствия рядом. Можно смело сокращать время пребывания на руках у взрослого.

У малышей раннего возраста проявляется большой интерес ко взрослому человеку (который за ним ухаживает). Когда отношения — «малыш-взрослый» носят эмоционально-положительный характер, ребёнок удовлетворяется, получает удовольствие и чувствует себя в безопасности. Для ребёнка раннего возраста общение со взрослым — незаменимое условие для полноценного развития.

Развивающие игры с малышом

0–1 года
1-2 года
2-3 года

Сенсорная
коробка

Стрелок

Найди
игрушку

Распаковка

Маскарад